oedelman (oedelman) wrote,
oedelman
oedelman

Categories:

Гимарайнш, дворец герцогов Браганса

Сейчас Гимарайнш (Guimaraes) - городок на севере Португалии с населением 50 тыс. человек. Очаровательный, несколько отличается от более южных португальских городов, с особицей. В начале 12 в. здесь родился граф Афонсу Энрикаш, наследник вассального графства Портукале. К югу от его земель тогда владычествовали мавры. Афонсу Энрикаш сумел сначала добиться независимости своего владения, а затем провозгласил его королевством, с чего и началась Португалия. Столица вскорости была перенесена в Коимбру. Дворец в Гимарайнше (Paco dos Duques de Braganca) построен в 15 веке рядом со старой крепостью, весьма живописной (ее строил в 12 в. Генрих Бургундский) и небольшой - классический феодальный вариант, донжон, стены, башни, небольшое пространство внутри стен, грубо тесаный камень.
Photobucket

А вот с вершины донжона вид на окрестности и дворец герцогов Браганса. Видите, в середине кадра сооружение со множеством торчащих высоких кирпичных труб? Он и есть.
Photobucket
Обратите еще внимание на приземистое здание под красноватой крышей между замком и дворцом, справа, прямо за зубцами башни на снимке. Это - романская церковь, капелла Сан-Мигель-ду-Каштелу (Igreja de Sao Miguel do Castelo) в которой крестили первого короля Афонсу Энрикиша.
Подходим ко дворцу

Photobucket
Вот он с фасада. Это не единственный в Португалии дворец, внешний облик которого активно формируют печные трубы. Надеюсь, покажу вам как-нибудь ранний королевский дворец в Синтре, вот там трубы так трубы.
Дворец в Гимарайнше был построен, повторюсь, в 15 веке графом Барселушем, первым герцогом Браганса и сыном короля Жуана I Афонсу. Герцог поездил по Европе и дворец себе выстроил в наимоднейшем бургундском стиле. Но герцогской резиденцией дворец если и был, то недолго, зато долго стоял в запустении, в 1930-х диктатор Салазар подумывал превратить его в правительственную резиденцию и под это дело отреставрировал и отчасти перестроил. Но не судьба дворцу быть обиталищем могущественных мира сего, и стал он музеем. Причем интерьерным.
Входим, через вестибюль (теперь там кассы с прилежащими сувенирными магазинчиками) попадаем во внутренний двор, формирующий пространство здания.
Photobucket
Обратите, кстати, внимание на округлый портал с колоннами под треугольной крышей. Это вход в часовню, мы туда потом дойдем.
Photobucket
Помещения идут чередой вокруг галереи, парадный этаж, как положено, по нашему счету второй - тот, где портал часовни. Но это не анфилада, это 15-й век, компоновка внутреннего пространства еще другая.
Главный и самый большой пиршественный зал.
Photobucket
Видите, тут такое практически еще средневековье. Не понять, что из интерьеров действительно сохранилось родное, что воссоздано, но они очень тщательно представляют не просто обустройство дворца португальской знати, расположение обеденных залов, кабинетов, спален, но и постепенно, от зала к залу, обстановка меняется от 15 века примерно к 17-му.
Может быть, самая интересная особенность этого дворца - необыкновенная конструкция потолков. В пиршественном зале, куда мы зашли, потолок вот такой
Photobucket
Конструкция повторяет перевернутое днище корабля.
Обстановка суровая. Полы наверное, как положено, посыпали сеном. Синий настил с краю - это специальная дорожка-маршрут для туристов, по всем залам идет.
Photobucket
Окна, в частых переплетах стекла слегка тонированные, витражные.
Photobucket
Вот он, стол. Блюда и кувшины, индивидуальных тарелок каждому гостю не положено. Вилок подавно, их еще не придумали. Кубков тоже меньше, чем посадочных мест - уж не берусь судить, не хватает в коллекции музея или кубками обносили гостей по кругу.
Photobucket
На стенах, здесь и дальше - коллекция гобеленов, изображающих завоевание португальцами городов Северной Африки. Впрочем, не только на фотографии, но и в оригинале разобрать, что там в этих батальных полотнах (вот уж точно!) происходит, сложно. Но каждый гобелен представляет совершенно конкретное сражение за конкретный город.
Photobucket

Кабинет. Я снимаю от входа из пиршественного зала, а другая дверь, видите, в противоположном углу по диагонали. Никак не анфилада, что и разумно, меньше, как говаривали наши прапрабабушки, "сквозного ветру" (не представляю, как они жили в этих анфиладах!)
Photobucket
Картины на стене и хорошо, что толком не видно: живопись в этих дворцах чудовищная, нечто вроде местных "крепостных мастеров".
Дальше комнатка поживее. Времена явно меняются. Обратите внимание, появляются вещи из колоний: восточные вазы, ковры. У португальцев - Гоа, торговля с японцами. В общем, жизнь налаживается.
Photobucket
Оружейная комната
Photobucket
Вот мы и дошли до часовни
Photobucket
Витражи современные, сделаны местным мастером при реставрации. А вот деревянное обрамление относят к 17 веку. Не единственный поражающий меня случай сохранности очень старых деревянных конструкций в Португалии, с ее близостью к океану и не сказать чтобы сухим и ровным климатом.
Photobucket
Те же "корабельные" потолки
Photobucket
И портал, который мы видели издали со двора
Photobucket
Колонны мраморные и, по преданию, были выпилены и привезены герцогом Дом Афонсо из дворца Сала-бен-Сала, владыки Сеуты, после ее завоевания в 1415 г.
Еще один большой зал с "корабельным" потолком и гобеленами про взятие той же Сеуты, или другой мавританской крепости в Африке.
Photobucket
Спальня. Кровать с очень красивой резной спинкой короткая, в ногах, как положено, придвинут сундук. Дверь загорожена ширмами.
Photobucket
А потолки в этих комнатах такие
Photobucket
Следующая зала, колониальная роскошь - китайские вазы.
Photobucket
Потолок
Photobucket
Еще колониальная вещица. И как бы они обходились без колоний?
Photobucket
И еще одна спальня
Photobucket
Это вид напротив кровати. Роскошная по тем временам новинка - большое зеркало в резной золоченой раме. На стенах кривоватый женский портрет и картинка, изображающая связанного агнца.
Photobucket
Что примечательно, во дворце нет отделки из кафельной плитки. Это север Португалии, господа! Не мавританская зона.
Tags: Гимарайнш, Португалия, дворцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments